На последнем заседании Кабмина премьер Владимир Гройсман официально анонсировал начало реформы ГФС, которую должны поделить на две отдельные структуры — Государственную налоговую службу (в ее состав войдет подразделение Налоговой милиции) и Государственную таможенную службу. Все тут же начали обсуждать детали предстоящей реформы.

Что произошло

Соответствующее постановление пока существует только в проекте — его еще будут дорабатывать. Пока Минфин озвучил лишь общие моменты. А именно: обе новые структуры будут отдельными центральными органами исполнительными власти, которыми руководит правительство через Министерство финансов.

Причем, такое разделение не нужно закреплять на законодательном уровне. Конкурс на руководителей новых ведомств будет объявлен в течение трех месяцев после утверждения постановления КМУ о реформировании ГФС. Комиссию, занимающуюся реорганизацией Фискальной службы, возглавит заместитель министра финансов Сергей Верланов.

Денег нет, но вы судитесь: ГФС запретили нарушать сроки подачи апелляций

Даже эти уже озвученные детали вызывают и сомнения, и массу вопросов. Во-первых, если постановление Кабмина о разделении ГФС будет доработано оперативно, то конкурс на руководителей новых фискальных ведомств будет проходить в разгар выборов. Во-вторых, в соответствии с правительственным планом налоговая милиция войдет в состав новообразованной Государственной налоговой службы. При этом из контекста выпадает тот факт, что милицию уже давно вообще хотят ликвидировать, создав отдельный аналитический орган, который будет заниматься расследованием финансовых преступлений. Сначала это была финансовая полиция, потом — служба финансовых расследований (соответствующий законопроект правительство одобрило еще год назад) и, наконец — Национальное бюро национальной безопасности. Законопроект, о создании которого Президент Петр Порошенко призвал рассмотреть, как неотложный (внимание!) еще в апреле.

Что это значит

Само разделение ГФС имеет все шансы превратиться в аналогичный долгоиграющий сериал. Ведь еще месяц назад министр финансов сообщила, что концепция реформирования Фискальной службы находится на финальной стадии и уже через неделю планируются более широкие консультации и вынесение предложений на рассмотрение Кабмина.

Однако совершенно очевидно, что в ведомстве Оксаны Маркаровой до сих пор нет финального варианта реформы. Как и в случае с созданием правопреемника налоговой милиции все упирается, скорее всего, в распределение полномочий и возможностей контроля над структурами со стороны различных ветвей власти.

«Борьба за потоки всегда была, и действительно продолжается сейчас, становясь все более острой перед выборами», — отметила UBR.ua вице-президент УСПП по вопросам налоговой политики Юлия Дроговоз. И здесь ожидается настоящая драка с дальнейшим переделом.

Вопросов к работе фискалов всегда хватало, так что поводов для кадровых перестановок будет хоть отбавляй. «В самой ГФС меняют третьего или даже четвертого руководителя, а порядка все нет. Хотя думаю управляемость процессами можно улучшить, она будет зависеть от конкретных менеджеров», — заверил UBR.ua член комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Михаил Кобцев.

Налоговики и банки запустили обмен информацией о счетах ФЛП — что узнали в ГФС

Пока ключевые кукловоды меняют своих ставленников, те по ходу подчищают свои грешки и то, что натворили их боссы. «Разделение ГФС вызвано необходимостью спрятать то, что натворили раньше. Все эти «реформы» проводятся, чтобы непосредственно скрыть всевозможные преступления, нарушения и т. д. Это очень удобный вариант, чтобы бросить концы в воду. После перестановок часть документов просто исчезает», — отметил UBR.ua президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

К чему все идет

Чтобы понять, как скоро через Кабмин протолкнут пока еще сырое решение о расколе ГФС, нужно проанализировать его причины. Их может быть сразу несколько:

  1. Не исключено, что ускорить реформирование ГФС настоятельно порекомендовали кредиторы: анонс реформы практически совпал с решением МВФ об утверждении программы помощи stand by на $3,9 млрд. А реформирование налоговых органов присутствует в обязательствах Украины перед Фондом.
  2. Премьеру могли напомнить о Фискальной службе и в Брюсселе, где он встречался накануне заседания правительства с руководством Евросоюза и тоже решал денежные вопросы. Было подписано 8 соглашений на €400 млн.
  3. Передел власти. Не стоит сбрасывать со счетов, что раскол ГФС позволит также разделить влияние на фискалов между Банковой и Грушевского. После ухода из Кабмина Александра Данилюка, АП лишилась глаз и ушей в фискальной сфере. И хотя премьер уже давно перевел управление Фискальной службы в обход Минфина, а Президент, тем не менее, имел возможность быть в курсе происходящего (и на Таможне, и в части возмещения НДС). Закрепить формальное кураторство через «своих» в руководстве новыми структурами также может быть не лишним.
  4. Наконец, приятным бонусом разделения может стать решение вопроса с экс-руководителем ГФС Романом Насировым, который уже выиграл суд и сейчас ожидает решения Кабмина по его выполнению — восстановлению себя в должности. После реформирования Фискальной службы Насирову будет некуда восстанавливаться. Его структура просто перестанет существовать.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: налоги гнс гфс разделение кабмин минфин порошенко гройсман евросоюз
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 11632
Loading...