За последние два десятилетия стремительное технологическое развитие до неузнаваемости изменило музыкальную индустрию. Не только то, как потребители слушают и покупают музыку, но и то, как ее творцы зарабатывают.

Мировые заработки

В 2018 году Международная федерация звукозаписывающей индустрии (IFPI) оценила глобальный музыкальный рынок в $19,1 млрд. Это на 9,7% или на $1,3 млрд больше, чем годом ранее.

Примечательно, что именно 2017-й стал первым годом, когда львиную долю доходов (54%) обеспечили продажи музыки в интернете.

Что качают люди: названы самые популярные в Украине мобильные приложения

Особенно в США, где огромный музыкальный рынок, стриминг сгенерировал 75% доходов ($9,8 млрд). Неудивительно, что расцвет популярного физического носителя – компакт-диска (CD) — пришелся на «нулевые». Именно тогда их продажи в США достигли почти 1 млрд.

В нас другая «музыка»

Ситуация с украинским музыкальным рынком катастрофическая, рассказал UBR.ua директор музыкального агентства «Много Воды» Александр Вареница. По его оценкам, лишь 6% соотечественников слушают музыку легально. То есть, пользуются стриминговыми сервисами, в основном — YouTube.

Forbes назвал самых высокооплачиваемых певиц в мире

Григорий Фатьянов, директор лейбла Masterskaya, добавил в перечень любимых у нас стриминговых сервисов еще Apple Music и Deezer. По его словам, украинский рынок вошел в топ-10 стран с наиболее быстрым ростом вовлеченности пользователей по использованию стриминг сервисов.

Только за 2018 год украинцы просмотрели и прослушали на этом сайте 2,6 млрд клипов.

«Это говорит о том, что украинская аудитория уходит от прослушивания музыки на радио и ТВ, и переходит в YouTube. Причем это происходит очень быстрыми темпами», — подчеркнул Александр Вареница. Отметив, что если такая динамика сохранится, то радио и ТВ свернут свою деятельность в течение ближайших двух-трех лет, если не предпримут никаких мер.

Названы главные источники заработков украинских музыкантов - фото 2

Украина – не Россия?

Руководитель музыкального агентства «Много Воды» отметил другую проблему, которую назвал «срощенный рынок». Если посмотреть на ТОП-20 самых популярных артистов YouTube украинского и российского сегмента, то разница там всего в один-два артиста. Допустим, у нас это группа Kazka, а в РФ — Тимати.

Королевское роялти: украинцев заставят платить за фильмы и прослушивание музыки

В числе самых популярных артистов в Украине — Егор Крид, Matrang, Элджей — это российские артисты. То есть у двух стран плюс-минус одно медиаполе, отметил Вареница. По его словам, украинцы продолжают слушать музыку в основном на пиратских сайтах. И несмотря на запрет российской социальной сети VKontakte, она все еще остается очень популярной у нас. Не в последнюю очередь из-за возможности слушать музыку.

Как выжить музыканту в Украине

Наши исполнители зарабатывают на концертах, говорят эксперты. При этом произошло смещение акцента на маркетинг и спонсорские контракты. Как пример приводится большая промо-кампания «Моршинской» — «Голос води». В которой задействованы Onuka, Katya Chilly, The Maneken, ДахаБраха. Между собой сотрудничали, например, Kazka и lifecell, «Киевстар» и The Hardkiss.

«Брендам уже стоит просто писать на бигбордах, например, «пиво». Им нужно, чтобы кто-то репрезентовал их товар. Чаще всего эти кто-то — артисты. Такая маркетинговая деятельность — значительный источник доходов музыкантов», — отметил Александр Вареница.

По его оценкам, среднестатистический, более-менее заметный альбом в Украине может принести артисту в квартал порядка 20 тыс. грн. за счет стриминга. Если говорить о топовых артистах, тогда суммы достигают $3-5 тыс. в квартал.

Однако эти цифры несопоставимы со стоимостью производства одной песни. Где за аранжировку нужно выложить где-то $1 тыс. Потом идет мастеринг, затем — сведение, а ведь «еще нужно найти живых музыкантов», отметил Вареница. «Мы понимаем, что во всем этом бизнеса как такового нет», — подчеркнул он.

Названы главные источники заработков украинских музыкантов - фото 3

По словам Григория Фатьянова, стриминг продолжает отвоевывать территорию у любителей покупок альбомов и «разрыв стал колоссальным».

Стало известно, сколько зарабатывает компания Apple за одну секунду

«На примере артистов и лейблов, с которыми я работаю, соотношение получения вознаграждения по линии стриминга и прямых скачиваний равняется 4 к 1», — проиллюстрировал свои слова он.

Директор лейбла Masterskaya отметил, что основным источником доходов в индустрии были и остаются концерты. Далее идут доходы от продажи/стриминга и лицензирования музыки. На последнем месте — поступления от Организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами.

«Не стоит забывать о работе артистов с рекламными контрактами и брендами. Но, для того, чтобы выйти на этот уровень, артист должен быть медийной и узнаваемой персоной», — подытожил Фатьянов.

Возвращение «винила»

Сфера физических носителей, по словам Александра Вареницы, в Украине «фактически мертва». Главная причина — себестоимость и отсутствие у нас соответствующих производственных мощностей.

«Ближайший завод по печати «винила» находится в Чехии. Хороший ближайший завод расположен в Великобритании», — рассказал он.

По словам эксперта, стоимость одной пластинки в Украине колеблется в пределах 500-700 грн. Они печатаются в каких-то исключительных случаях. Например, когда выходят «топ-топ-альбомы» Onuka или ДахаБраха. В таких случаях речь идет «о совсем знаковых релизах». При этом пластинки служат больше как сувениры или подарки для узкого круга лиц.

А вот за рубежом наблюдатели отметили возвращение интереса к «винилу». Правда, отметили, что пластинки покупают в основном как украшения для интерьера. Или для того, чтобы поддержать любимого артиста, при этом даже не планируя слушать покупки.

CD вообще никому не нужны, отметил директор «Много Воды». По его словам, незначительные тиражи выпускаются Not for sale. То есть, не для продажи, как сувенирная и промо-продукция для распространения.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: музыка бизнес запись концерты стриминговый сервис стриминг реклама youtube
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 6804
Загрузка...
Загрузка...