Предприятиям ракетно-космической отрасли Украины надоело простаивать без собственного космодрома. В последнее время в отрасли заметно активизировалась дискуссия вокруг возможности запусков ракет с территории Украины, а также о возможности строительства плавучего космодрома на замену тому, с которого запускали украинские ракеты-носители «Зенит-3SL» участники международного консорциума Sea Launch.

Нынешнюю ситуацию в ракетно-космической отрасли Украины трудно назвать нормальной. Будучи крайне науко- и материалоемкой она требует больших вливаний, которых сегодня нет. Приходится довольствоваться разовыми проектами, а чаще быть на подхвате у более мощных организаций — Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) и Европейского космического агентства, их коллег из Индии, Кореи и других стран.

Не работаем на себя

Вероятно, именно поэтому ведущие предприятия отрасли стараются заинтересовать государство и потенциальных инвесторов амбициозными проектами, которые потянут не на один миллиард в долларовом эквиваленте.

Самым громким за последние недели оказалось заявление гендиректора днепровского «Южмаша» Сергея Войта. Побывав в начале марта на судостроительном заводе «Укроборонпрома» — «Паллада» в Херсоне, он, отвечая на вопрос заводчан о возможности создания Украиной плавучего космодрома, ответил утвердительно.

Что осталось от космической отрасли в Украине, и почему она не нужна власти 

«Украина не имеет собственного космодрома, хотя сам только «Южмаш» специализируется на ракетостроении и осуществляет внешнеэкономическую деятельность с 23-мя странами, в том числе Европы. Нам давно нужно иметь собственную площадку для запуска ракет, и создать ее можно на Херсонщине», — сказал Войт.

Вместо того, чтобы строить свои космодромы заводы Украины оснащают 23 страны - фото 2

В ответ его коллега с госпредприятия «Паллада» Валерий Маломан заявил, что готов к сотрудничеству и партнерству, и предприятия определили, в каком направлении двигаться дальше.

Космические фантазии

Однако, уже через несколько дней в интернете появились детали эскизного проекта пусковой платформы, явно написанные не специалистами-ракетчиками, а любителями киносаги «Звездные войны».

«…предполагается, что платформа получит 4 стартовых стола, рассчитанные на запуск тяжёлых и сверхтяжёлых ракет весом до 5 500 тонн [почти вдвое больше стартового веса «Сатурна-5», использованной в лунных миссиях — Авт], и столько же вспомогательных, для лёгких носителей, не более чем в 200 тонн весом. Средние ракеты запускаться не будут, как морально устаревшие...

…одновременно на платформе, получившей неофициальное название «Оболонь», смогут работать до 4 500 человек, с комфортом располагаясь на 6-ти научных и технических и 4-х жилых уровнях, каждый полезной площадью 350 000 квадратных метров. Ядерная энергетическая установка, из 3-х независимых реакторов тепловой мощностью 2 ГВт каждый, построенных по украинским проектам украинскими же инженерами и рабочими, с запасом обеспечит энергией, как двигатели, так и многочисленные лаборатории и вспомогательные службы. Подчёркивается, что в реакторах будут использованы исключительно ТВЭЛы производства «Вестингауз».

Парад абсурда

Как и следовало ожидать, источники на «Южмаше» утверждают, что их руководитель ничего подобного в Херсоне не говорил, и затрудняются сказать, кому выгодно разгонять подобные фэйки. Но действительно, если подобное сооружение и будет когда-нибудь построено, то лишь для масштабных космических миссий и тогда, когда полеты на околоземную орбиту станут обыденным делом, а управление космическим кораблем будет доступным даже старшекласснику. Т.е. явно не при нынешнем технологическом уровне развития.

Названа стоимость билетов в космос

Достаточно сказать, что в целях безопасности персонал проекта Sea Launch – единственного в истории человечества, реализовавшего в промышленных масштабах запуски спутников с океанской платформы, размещается не на стартовой платформе Odyssey, а на командном судне — Sea Launch Commander. Общая численность экипажа, размещаемая на командном судне, составляет 240 человек, включая представителей компаний-заказчиков и VIP-персон.

Вместо того, чтобы строить свои космодромы заводы Украины оснащают 23 страны - фото 3

Такой вариант размещения помог Sea Launch избежать человеческих жертв во время неудачного пуска нидерландского спутника NSS-8 30 января 2007 года. Ракета взорвалась на борту платформы из-за неисправности насоса. Но даже несмотря на поверхностные повреждения, которые получила платформа, понадобился год, чтобы Sea Launch смог запустить следующий спутник.

Поэтому проектирование гигантского плавучего космодрома с 8 стартовыми столами, атомной двигательной установкой и размещением нескольких тысяч человек обслуживающего персонала, способной производить около сотни ракетных запусков в год, является не более чем далекой мечтой, сродни той, что «и на Марсе будут яблони цвести», а в настоящее время – просто абсурдом.

Вместо космодрома — космопорт

Существующая ракетно-космическая техника, разработанная во второй половине XX века, действительно не позволяет Украине иметь собственный космодром. Еще в первые годы независимости Украины КБ «Южное» (г. Днепр) провело расчеты возможных стартовых трасс для запусков собственных ракетных разработок, и в результате, по заключению Института технической механики (головного научного института ракетно-космической отрасли Украины), оказалось, что украинские ракеты в Украине запускать нельзя.

По современным исследованиям, наилучшим местом размещения космодрома оказалась бы Херсонская область. Но запускать ракеты пришлось бы точно в направлении Стамбула, что наверняка озадачило бы наших черноморских соседей, а отработанные ступени падали бы в Средиземном море недалеко от Кипра. За что киприоты тоже не сказали бы спасибо.

Поэтому совершенно понятно, что планам создания собственного космодрома Украина предпочла участие в международном консорциуме Sea Launch, запускавшем ракеты близко от экватора в Тихом океане. Однако, в настоящее время судьба Морского старта туманна.

Еще одна пусковая платформа для украинских ракет «Зенит-2» была оборудована на Байконуре, но и ее использование в нынешней политической ситуации невозможно. Еще одна разработка КБ «Южное» — «Циклон-4М» готовится для пусков из канадской провинции Новая Шотландия. Кроме того, американская компания выходца из Запорожья Макса Полякова — Firefly Aerospace — получила разрешение правительства США использовать для своих разработок стартовую площадку на космодроме Канаверал.

Вместо того, чтобы строить свои космодромы заводы Украины оснащают 23 страны - фото 4

При этом, некоторые специалисты ракетно-космической отрасли уверяют, что запуски ракет с территории Украины могли бы осуществляться уже с 2019 года. Но для этого пришлось бы использовать не разработки времен холодной войны, а технологии, более приближенные к нашему времени.

Украинцев выбрали для работы в NASA. Маску отказали

К примеру, как отмечено в отчете по исследованиям технического уровня ракет-носителей для будущих пусков в Украине, сделанном Research Institute of Space Industrialization (ISI), новая философия освоения космического пространства предполагает:

  1. Использование многоразовых ракетно-космических систем с управляемым возвращением частей, которые не требуют гигантских полей отчуждения.
  2. Необходимо отказаться от использования токсичного топлива.
  3. Требуется полная автоматизация.
  4. Присутствие человека в космосе становится фактором риска для техники и самого человека.

Следует запретить возвращение на Землю космических объектов с биологическим содержимым после длительного пребывания в космосе, в результате которого возникают грибы-плесень, имеющие повышенную стойкость и несущие угрозу всему живому и т.д.

Что для этого нужно

Для обеспечения подобных перспектив создаваемая ракетно-космическая техника должна:

  • Быть более надежной и простой в управлении.
  • Спутники должны быть более компьютерами, чем механизмами.
  • С учетом появления новых материалов ракетам любых размеров уже не нужны сложные, тяжелые, снижающие надежность турбонасосные агрегаты.
  • Старты ракет-носителей должны предполагать максимальную простоту запуска без специальных сооружений и конструкций с полной автоматизацией.

Для этого можно использовать конверсионные разработки, такие как запуск ракет из контейнера и ампулизацию (предварительная заправка компонентами перед отправкой на космодром).

Кто в кандидатах

По мнению исследователей, наиболее близкая перспектива быть запущенной с территории Украины — у польской экспериментальной ракеты ILR-33 Amber (типа Bursztyn), разработанной Институтом авиации в Варшаве (главный конструктор Бартош Бартковяк). Демонстрационный полет этой ракеты состоялся 22 октября 2017 года на военном полигоне в Дравско-Поморском.

Вместо того, чтобы строить свои космодромы заводы Украины оснащают 23 страны - фото 5

Это первая в мире гибридная ракета, в которой используется перекись водорода с концентрацией более 98% и полиэтилен — в качестве топлива. Во время первого полета ее эксплуатационные характеристики были заметно снижены, так что ракета достигла высоты только 15 км, поскольку в Польше существуют законодательные ограничения на сухопутные ракетные старты.

Что у нас есть

В Украине таких ограничений не существует, поэтому мы могли бы помочь этой ракете достичь линии Кармана, то есть высоты 80-100 км.

К этому же типу многоразовых ракет-зондов, предназначенных для оперативного мониторинга поверхности, радиационного и химического изучению атмосферы, ионосферы, биологических экспериментов в условиях микрогравитации и т.д. относится твердотопливная ракета с артиллерийским запуском, разработанная ГКБ «Луч» (г. Киев). Проект «Сокол».

Космические разработки Украины профинансируют не полностью – кому готовят деньги

Она выводится на высоту 100-110 км и приземляется на парашюте около 50 мин., передавая при этом необходимую информацию.

ISI является разработчиком нескольких технических предложений по перспективным ракетно-космическим комплексам различного класса. Одна из них — жидкостная 2-х ступенчатая ракета LV 1.2Р, топливом для которой служат высококонцентрированная перекись водорода и этанол. Полная стартовая масса ракеты составляет 31,3 тонны. Выводить ею на орбиту можно будет спутник, массой до 200 кг, или орбитер USC-500-X.

Новые проекты

Орбитером — конструкторы назвали маневрирующий в космосе и возвращающийся на Землю аппарат, похожий на беспилотный орбитальный самолет Boeing X-37В, но значительно меньших габаритов и с меньшими возможностями.

Украинский орбитер мог бы доставлять на орбиту небольшие грузы, в том числе, мини-заводы для изготовления различных материалов в невесомости, наноспутники, сам выполнять функцию спутника и обслуживать орбитальные группировки. После выполнения задачи на орбите космический аппарат маневрирует к месту запуска и приземляется с помощью парашюта.

Еще один проект института — многоразовый ракетно-космический комплекс Microline-Universal, основой которого является носитель LV-50-X, также работающий на перекиси водорода и этаноле. Он предназначен для запуска небольших университетских спутников массой 5-10 кг на высоту 59-69 км.

Рынок университетских космических аппаратов сейчас бурно развивается. Поэтому Украина могла бы предлагать пусковые услуги 12 тыс. ведущих вузов по всему миру.

Вместо того, чтобы строить свои космодромы заводы Украины оснащают 23 страны - фото 6

Полезным грузом этой легкой ракеты может быть еще один микро-орбитер USC-50-X, массой 50 кг, снабженный тремя двигателями, который возвращается в точку старта в радиусе 5 км, приземляется на парашюте и даже может улавливаться с помощью вертолета.

КБ «Южное» примет участие в создании частной космической станции

Отдельно следует сказать о техническом предложении по гипертяжелой 2-х ступенчатой жидкостной ракеты-носителя «Лунный экспресс», способной вывести на переходную Гомановскую орбиту, а затем на круговую полярную, высотой 354 км, — 650 тонн груза. Ее аналогом является проект 1961-1962 гг. — Sea Dragon (США), выполненный в рамках лунной программы NASA.

Кто произведет

Собирать ракету можно было бы на одном из судостроительных заводов в Херсоне или Николаеве, а затем сплавлять по морю в точку старта. Там ракета в горизонтальном положении заправляется компонентами топлива и газом и с помощью балластных цистерн устанавливается в виде поплавка.

Старт ракеты производится прямо из воды, по типу старта ракет из подводных лодок. Его особенностью является необходимость иметь 300 м. глубину в точке старта, поскольку сама ракета имеет длину 208,5 м. Однако, громоздкой инфраструктуры, такой как на космодроме, не потребуется.

Первая ступень «Лунного экспресса» будет многоразовой. Расчеты показывают, что безопасный старт может обеспечить управляемый спуск и приземление на парашютах первой ступени в пределах 70 км от точки пуска. Возможность спасения второй ступени изучается. Если приемлемое решение найдено не будет, то она сгорит в верхних слоях атмосферы.

Откуда стартовать будем

Для реализации этих и других проектов с возвращаемыми ступенями возможно использование действующих и строящихся военных полигонов и акватория Черного моря.

Украина объединяется с NASA для покорения Луны

Так, к примеру, полигон Павлоградского механического завода (филиала «Южмаша»), длиной 40 км, в апреле прошлого года уже использовался для запуска студенческой суборбитальной ракеты, изготовленной студентами инжиниринговой школы Noosphere на базе Днепровского национального университета имени Олеся Гончара. Ракета поднялась на высоту около 3 км и в качестве полезной нагрузки несла тестовый спутник-прототип CanSat весом 330 г.

Вместо того, чтобы строить свои космодромы заводы Украины оснащают 23 страны - фото 7

Для запусков экспериментальных геодезических и университетских исследовательских ракет, массой 200-400 кг и более, наиболее удобным является военный полигон в Черноморском неподалеку от Одессы. Он имеет обширную площадь, развитую инфраструктуру и закрытую для посторонних морскую акваторию. Тема отраслевой принадлежности сейчас не рассматривается. Это вопрос будущего.

Что поменьше

Для легких ракет-носителей массой 14-32 тонн и испытаний ступеней ракет может использоваться военный полигон «Ягорлыцкий» (Голопристаньский район Херсонской области). С 2016 года Минобороны здесь велись рекогносцировочные работы по оценке возможности создания государственного полигона для испытаний образцов ракетно-космической техники, предполагавшие размещение стартового комплекса для легких носителей, технического комплекса и помещений для персонала. Однако, пока эта работа не доведена до конца.

«Препятствием для реализации пусковых проектов в Украине является отсутствие пусковой компании, которая бы взяла на себя организационные и финансовые вопросы. Такое предприятие под эгидой Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) могло бы называться «Космопорт Украина» и объединить, по меньшей мере, три полигона для запуска ракет различного формата», — отмечено в отчете ISI. Создание такого предприятия наверняка активизировало бы работы в отрасли и способствовало притоку инвестиций.

А там, глядишь, назапускавшись студенческих ракет и геодезических зондов, можно было бы взяться и за более серьезные задачи, типа участия в международных лунных миссиях и строительства больших океанских космопортов.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: производство Sea Dragon Microline-Universal Bursztyn Sea Launch паллада развитие зенит циклон космическая программа ракеты nasa промышленность укроборонпром CanSat южмаш космос
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2256
Загрузка...
Загрузка...